Июльский триптих

Трижды трио или июльский триптих

Три дня — 1, 2 и 3 июля — в джазовом клубе «32» проходили три концерта трио Аркадия Орвуцкого.

Арк (так его имя проще произносить иностранцам), пожалуй, один из самых успешных отечественных джазовых музыкантов: он давно завоевал свое собственное место и высокую репутацию на Нью-йоркской джазовой сцене. Стоит напомнить, что украинским, а особенно столичным любителям джаза со стажем Аркадий хорошо знаком как продюсер и постоянный участник проекта «Международный джазовой абонемент», что более десяти лет регулярно знакомит джазовую публику страны с известными североамериканскими, южноамериканскими и европейскими исполнителями. Часто компанию им составляют украинские музыканты.

В этот раз таким был Алексей Боголюбов — один из лучших джазовых пианистов страны. А последним участником трио является барабанщик из Италии Алессандро Д’Анна (Alessandro D’Anna). Нашим зрителям он не так хорошо знаком. Но достаточно сказать, что Алессандро — музыкант с большим международный опытом и давний партнер Аркадия Овруцкого (с которым он однажды уже бывал в Киеве), а сейчас он живет и работает в Финляндии.

Три концерта трио — это три тематически различных программы и, можно даже сказать, своеобразный джазовый триптих, который начался и завершился посвящениями выдающимся джазовым пианистам: Биллу Эвансу и Киту Джарретту. Посвящение в данном случае означает, что тон и стилистику вечера задавали композиции из их репертуара или их авторства. В первом случае это «Autumn leaves», «Waltz for debbie», «Never let me go», во втором — «Prism», «My song», «Bye, bye, blackbird» а вот костяк программы второго вечера составили оригинальные композиций лидера трио: «Sounds of Brasil», «Uptown», «Path train».

При этом некоторые композиции игрались из вечера в вечер: «All the things you are», «Only for toddlers», «What is the thing called love»,  как-бы перебрасывая мостик от вечера к вечеру и позволяя наблюдать за ростом сыгранности, взаимопонимания и органичности исполнения музыкального материала.

Поэтому данную серию уместно назвать триптихом, поскольку речь, пожалуй, не о трех тематически разных программах, а скорее трех ипостасях одного и того же ансамбля со своим собственным интересным лицом и большим потенциалом.

Исполнительская манера Алексея Боголюбова — своеобразный сплав стилей ряда выдающихся пианистов современного джаза, но прежде всего Кита Джаррета, Херби Хэнкока, Билла Эванса, хотя в некоторых его импровизациях можно услышать отзвуки манеры Маккоя Тайнера, Дэйва Брубека, Реда Гарланда и других, что зависит от конкретной темы и ее развития. Боголюбов уверенно себя чувствует также в стихии бразильской музыки, в ритмах фанка, но одновременно и в стиле ЕСМ-джаза. И при всех переменных слагаемых его импровизациям неизменно свойственны мелодичность и лиризм. При этом богатстве возможностей Алексей умеет быть сдержанным, даже минималистичным в выборе средств и способен добиться богатой эмоциональной выразительности в суженном динамическом диапазоне.

Аркадий Овруцкий — автор аранжировок всех исполненных пьес, и, надо отметить, именно аранжировки составляют, так сказать, одну из «изюминок» трио. Их оригинальность часто особенно ощутима в ритмической составляющей. Речь идет либо об нетрадиционнной ритмической интерпретации темы, либо о сменах различных ритмов в рамках одной композиции, что добавляет динамики и обостряет чувство непредсказуемости развития. Кроме того, некоторые пьесы, например, «All the things you are», «Dolphin danse», «What is the thing called love», играются в высоком, если не сказать — высочайшем темпе (гораздо быстрее того, в котором они обычно исполняются), который под силу только музыкантам высокого класса.

Контрабас Аркадия — ось музыка трио, именно он задает ритм и направляет развитие темы. Импровизации же его создают ощущение далекого расчета, можно сказать, дальновидного замысла и в итоге гармонического целого с четко выраженной кульминацией. Игра лидера отличается глубоким пониманием множества стилей, а с чисто технической стороны — богатством использования приемов: от различных способов звукоизвлечения до игры смычком, как правило, в коде, и использования деки контрабаса как ударной поверхности для перкуссии. Характерная особенность: значительную часть соло Аркадий, обычно исполняет в высоком регистре, в нижней части грифа (где он прилегает к корпусу инструмента и где звучание приобретает нежный тембр), что требует виртуозности и добавляет лиризма.

Наконец, игра третьего участника трио, барабанщика Алессандро Д’Анна, запоминается даже чисто визуально. Он демонстрирует широкую размашистую манеру, что производит впечатление экстатической погруженности в музыку. Но эта самозабвенность обманчива. При такой амплитуде движений, казалось бы, барабаны должны были грохотать. Напротив, музыкант играет очень мягко и очень внимательно по отношению к партнерам. Характерно, что почти все его немногочисленные соло сыграны в диалоге, как обмен репликами с другими членами трио, и в отличие от большинства барабанщиков, в кульминации соло Алессандро как правило убавляет, а не добавляет громкость, плавно переходя к основному ритму. Иначе говоря, музыкант отдает предпочтение чувству внутренней законченности высказывания, а не гонится за внешним эффектом.

Остается надеяться, что этот международный проект окажется долгоиграющим, а перед киевскими любителями джаза предстанет в новых ипостасях.

Текст — Александр Юдин, фото — Елеонора Тривигно.