Viva Piazzolla

Можно воспринимать этот концерт как один из многих (действительно — многих), на которых исполнялась музыка Астора Пьяцоллы. А можно держать в памяти, что как раз в этот день, 11 марта, ровно сто лет назад родился этот композитор.

И сразу всё происходящее станет ярче и фактурнее. Но лично для меня праздник наступает каждый раз, когда я слышу музыку Пьяццоллы, так что юбилей — лишь дополнительный повод прийти на концерт. Тем более — в Дом органной музыки, где я бываю нечасто. Да ещё когда танго исполняется не только на аккордеоне (условно отнесём в эту категорию баян, звучавший в этот вечер), а и на флейте.

Юбилей — хороший повод освежить знания, поднять литературу, да вот хотя бы прочитать статью в «Википедии». Это, кстати, тот нечастый случай, когда wiki-статья на украинском языке больше аналогичной на русском. В несколько раз. Я, конечно, неоднократно слушал историю танго, музыки и танца, в разных изложениях, но стоит и к печатному слову обратиться — там информации будет больше и будет она структурированнее.

Вы узнаете (даже если знали, появляются новые факты), что мир танго куда больше, чем мы себе представляем. История жанра сложнее, а страсти вот уж действительно латиноамериканские. Уже в новейшее время появились новые музыкальные направления, а танец сейчас переживает настоящий бум, я это знаю на примере многих своих товарищей и товарок. Так вот во всём этом океане одна из самых больших скал — Астор Пьяццолла. Он не единственный, кто модернизировал жанр, но у него лучше всех получилось. Уже в начале XX века танго было весьма драматичным явлением, но в трактовке сеньора Пьяццоллы музыка стала ещё напряженнее. Она помогла (я подозреваю, не только у меня такой опыт) пережить не одну личную трагедию. И уже за одно это — низкий ему поклон.

Для меня самым ёмким выражением tango nuevo является пьеса «Libertango». В ней, конечно, заключено не всё, но выражено самое главное. Очень люблю слушать её в разных исполнениях. Для меня это — один из главных критериев понимания музыкантом танго. Кстати, на концерте в костеле св. Николая она не звучала, что уже нетипично. Здесь была другая драматургия, и началась она сразу же.

В кромешной темноте зазвучала флейта Тамары Рой. Исполнялась «Solo-tango etude» — не самая популярная тема. Музыка шла не со сцены, а с обратной стороны — от входных дверей. Только лампочка на пульте подсвечивала ноты. Вторым номером, так же в — темноте, но уже на сцене, была «Jattends». Её на баяне сыграл Андрей Дубий. Только после этого концерт пошел привычным чередом, с освещением и ведущим.

Для каких артистов эта музыка? Классических? Джазовых? Или для особой породы — тангерос? Нет, последний термин некорректен, он обозначает танцоров… Да слушателю решать. Он пойдёт повторно только на понравившегося артиста. Академисты же должны быть благодарны уже за то, что Астор Пьяццолла расширил им популярный репертуар. Самый ходовой вариант — «Времена года» вивальдевские с пьяццолловыми. Заявляю авторитетно, как человек, несколько лет отслеживающий музыкальные афиши. Кстати, все четыре «Времени года в Буэнос-Айресе» тем вечером были сыграны.

Я с большим удовольствием в этой тёплой компании отметил столетие великого композитора. Сегодня, спустя два дня после того концерта, в этом же зале прозвучит программа «История танго», она больше о жанре, здесь авторов поболе. Буду ловить 13 апреля на радио «Промінь» передачу об Асторе Пьяццолле Алексея Когана, она уже записана. И тихо радоваться, когда снова услышу танго.

В концерте принимали участие: Тамара Рой, флейта, Андрей Дубий, баян, Андрей Шипунов, Дмитрий Кушниров, гитары, Юрий Багмет,  фортепиано, Сергей Филипович, контрабас, Ольга Швыдка, вокал.

Текст и фото — Александр Зубко

Также фотографии есть в фотоальбомах социальной сети Facebook и сервиса Google photo.