Фотодневники Leopolis Jazz Fest 2019. День первый: от классики до фанка.

Середина дня вторника, 25 июня. Джазовые фанаты сразу оказались перед дилеммой: идти ли в Львовскую Консерваторию, в большом зале которой проходила творческая встреча с легендарным Чиком Кориа, или остаться на площади Рынок и слушать первый фестивальный концерт.

Большая часть нашей команды предпочла живую музыку разговорам о ней. В Музыкальную академию отправился лишь Федя Лазаренко, честь ему и хвала. Кто выиграл, кто проиграл — мы никогда не узнаем. Мистера Кориа мы рассчитывали увидеть через два дня на большой сцене, а когда в наши пенаты еще заехал бы Флориан Фавр со товарищи — неведомо…

Но все же полагаю, мы не прогадали: швейцарцы были своеобразны. Вообще, джаз в понимании «пересічного слухача» на площади Рынок в этот день не звучал. Florian Favre trio исполнили музыку в стиле, заданном когда-то другим трио — Эсбьёрна Свенссона — и с тех пор активно развиваемый музыкантами как Нового, так и Старого света: в нем много ритма и печали. Состав классический: фортепиано, контрабас и барабаны. Углубляться не будем, кому интересны подробности — образец можно найти в Youtube-канале Schaffhauser Jazzfestival, там доступен получасовый фрагмент выступления трио на этом швейцарском фестивале в 2017 году.

Florian Favre trio, сцена на площади Рынок, фото — Александр Зубко

А дальше была почти академическая музыка, исполненная снова в трио, которым руководит контрабасист и композитор Renaud Garcia-Fons с проектом Revoir Paris Trio. Их земляки годом ранее — Венсан Пейрани и Эмиль Паризьен в составеPeirani & Parisien Duo — открывали на этой же сцене «Леополис джаз фест». В обоих случаях я бы классифицировал стиль как новую европейскую классику. И она органично звучит на джазовом фестивале. Образцы есть в официальном Youtube-канале Рено Гарсия-Фонса, этого проекта — здесь и здесь. Оригинальным был и состав: кроме упомянутого басиста был ожидаемый барабанщик, Стефан Караччи, и, представьте себе, аккордеонист, Давид Вентуччи. Что любопытно: упомянутый ранее Венсан Пейрани также играл на аккордеоне. Для французов вполне ожидаемая тенденция… Но на этом оригинальность не закончилась. Во второй половине выступления мсье Стефан перешел от барабанной установки к вибрафону и уже не отходил от него до конца сета. На самом деле, удивительного здесь немного: большинство ударников с высшим или средним образованием вибрафон изучают. Например, в нашем институте Глиэра — как дополнительный инструмент, не сильно углубляясь. В Киевской консерватории наоборот: маримбу, литавры, колокольчики и прочее студенты терзают в первую очередь, а ударную установку — постольку-поскольку. То есть шанс овладеть разными инструментами есть почти у всех барабанщиков, что многие и делают, но не все показывают свою «многостаночность» на большой сцене. Вообще же на Leopolis Jazz Fest 2019 как-то особенно много было музыкантов, меняющих инструменты прямо во время выступления. Может, я стал внимательнее, а может, их действительно было больше обычного. И мы их еще вспомним.

Renaud Garcia-Fons: Revoir Paris Trio, сцена на площади Рынок, фото — Александр Зубко

А на большой сцене первым был французский квинтет под управлением пианиста Андриена Бранди. В том году он стал лауреатом европейской части (а есть еще и североамериканская) конкурса молодых исполнителей LetterOne ‘RISING STARS’, за что получил право выступить на нескольких крупных фестивалях, в т.ч. — «Леополис фесте». В прошлом году, кстати, такими «призовыми гостями» тоже были французы — квинтет гитариста Тома Ибары. Тот концерт сорвался из-за проблем с авиаперелетом, но это — отдельная история. Замечу, что тогда музыканты должны были сыграть на площади Рынок, а здесь угодили сразу в парк Шевченко. Может, и Adrien Brandeis Quintet правильнее было бы выступить в центре города, а на главную сцену вынести трио Рено Гарсии-Фонса? Молодые музыканты безусловно хороши, в этом легко убедиться, но объем сделанного мсье Рено в разных жанрах музыки поражает, его техника безукоризненна, а музыка оригинальна. И вот здесь начинается искусство планирования фестивальной программы: в какие дни, в какой последовательности, на каких сценах разместить артистов. В этом случае зрители на большой сцене получили восходящую звезду, а на «рыночной сцене» — звезду уже состоявшуюся. В последнем случае — совершенно бесплатно. И это будет мой ответ на вопрос, который каждый год мне задают несколько знакомых перед очередным «Леополис фестом»: «Мы не смогли взять билеты на главную сцену, стоит ли ехать?» Отвечаю очередной раз: если вы решили задачу проживания, то однозначно — нужно. Потому что здесь на бесплатных сценах часто выступают звезды ничуть не меньшие, чем на платной. И ведь всегда есть шанс взять билет на месте.

Adrien Brandeis, сцена имени Эдди Рознера, фото — Дмитрий Туйон

Мало этого. Концерты музыкантов мирового уровня в связи с фестивалем перепадают и другим городам. Чаще всего — Киеву, и также бесплатно. Последние проходят на Летней эстраде Городского сада, что в Мариинском парке. В народе зовется она Ракушкой, хотя вообще-то Листик. И в тот, 2019 год, перед львовскими концертами, в понедельник, 24 июня, здесь и выступили участники проекта Revoir Paris Trio. Кто-то не поленился и снял все это счастье на телефон. Если не смущает качество звука как в радиотрансляции — посмотрите, очень интересно.

Но и сцену у дворца Потоцких не стоит недооценивать. Так, один из любимейших моих концертов фестиваля «Альфа-Леополис» проходил как раз на ней — это было выступление  австрийского скрипача Руди Бергера со своим бендом в 2013 году в последний концертный день. И в 2019 года на этой сцене было множество интересных музыкантов, мы обязательно их вспомним.

Абсолютно и бесспорно правильно закрывали первый день волшебники из США Snarky Puppy. В пресс-релизе сказано, что состав группы может доходить до двадцати пяти, во Львове было девять. Должен признаться, когда я впервые попадал на записи их выступлений, которые транслировал любимый телеканал Mezzo, то большого восторга не испытывал. Но со временем заметил, что их раскачка затягивает. Вероятно, подобное произошло со многими зрителями во Львове: если кому-то вначале музыка и могла показаться неинтересной, то через десять-двадцать минут отвлекаться на что-то еще было уже невозможно. Тем более, что при непосредственном присутствии драйв этих музыкантов возрастает многократно. Публика, что называется, неистовствовала: бисов было три — один плановый и два — от души. В этой группе также были многостаночники: «левый край духовой группы» — Крис Баллок (Chris Bullock) — большую часть времени играл на саксофоне, но переходил также на флейту, а «правый край» — трубач Джастин Стентон (Justin Stanton) — время от времени подсаживался к клавишам. Стоит отметить, что такой «двуинструментализм» — саксофон-флейта и клавиши-труба — весьма распространен. И на «Леополисе» того года подобные примеры еще были. Образцы выступления шаманов не предлагаю — их слишком много, найти легко.

Michael League (Snarky Puppy), сцена имени Эдди Рознера, фото — Александр Зубко

Обязательная программа первого дня закончилась, ночь обещала джемы, а новый день — новые плановые концерты.

Артисты сцены на площади Рынок:

Florian Favre Trio (Швейцария)
Florian Favre – фортепиано,
Manu Hagmann – контрабас,
Arthur Alard – барабаны.

Renaud Garcia-Fons: Revoir Paris Trio (Франция)
Renaud Garcia-Fons – контрабас,
David Ventucci – аккордеон,
Stephan Caracci – барабаны, вибрафон.

Артисты сцены имени Эдди Рознера, в парке имени Богдана Хмельницкого:

Adrien Brandeis Quintet (Франция)
Adrien Brandeis – фортепиано,
Joachim Poutaroud – саксофон,
Romann Dauneau – бас-гитара,
Felix Joveniaux – барабаны,
Philippe Ciminato – перкуссия.

Snarky Puppy (США)
Michael League – бас-гитара,
Maz “Mike” Maher – труба, флюгельгорн,
Bob Lanzetti – гитара,
Chris Bullock – саксофон, флейта,
Justin Stanton – клавишные, труба,
Shaun Martin, Bobby Sparks – клавишные,
Louis Cato – барабаны,
Marcelo Woloski – перкуссия.

Текст — Александр Зубко, фото — Дмитрий Туйон, Федор Лазаренко, Александр Зубко