«Все будет хорошо. В крайнем случае — нет» Вадим Коган

О том, что бывало хуже, как приходится бороться с нынешними неприятностями, и лучше всегда может быть, рассказал «Джазографии» Алексей Вадимович Коган.

То, что сегодня происходит — сюрреализм в духе фильмов Кустурицы. Подобный стресс я испытал, когда бабахнул Чернобыль. Кстати, совпадение по датам… Улицы были странно пустынны: ни мам, ни бабушек с детьми, ни детей самих по себе. Только слегка подвыпившие мужчины — тогда циркулировало поверье, что красное вино выводит радионуклиды. Я играл в ресторане «Днепр», мы работали перед почти пустым залом. Были только иностранцы, им выносили посуду, завернутую в пленку, и они пользовались одноразовыми приборами.

Тяжелейшее личное потрясение — когда я чуть не сгорел заживо в армии, в 1977 году. Спас меня Игорь Куликов, у которого день рождения тоже в чернобыльскую дату — 26 апреля. Полтора года у меня была контрактура — когда на руке внезапно застывают пальцы. Долго восстанавливал мелкую моторику. Ещё в армии по совету врача стал рисовать плакаты и чертить схемы. Только к восьмидесятому году начал потихоньку, сжимая губы, играть свадьбы (на бас-гитаре. — Прим. ред.) А в 84-ом грянул антиалкогольный закон. Рестораны работали — не то, что сейчас — но шкафы с посудой стояли закрытые и опечатанные. И что людям в них делать?.. В 1982 года я стал главным редактором киевского джаз-клуба. Мы проводили лекции, делали концерты. Там же, где и сейчас магазин In-jazz. И первые джемы там были.

А в 1984 году меня нашла волшебная работа в «Студия фонограмма». С 1986 года стал работать на радио «Промінь» внештатно. В 1992 году начала выходить авторская программа. А через десять лет золотой состав радиостанции сократили. Но я уже работал параллельно на радио «Континент». Позже были радиостанции Super Nova, «Ностальжи», «Мюзик радио», «Эра». А в 2006 году был я без работы полгода. Занятость была случайная: продолжал вести концерты, писал в журналы.

Программа «Юмор в музыке», клуб «Музыкальное пространство МК» (первый этаж «Дома „Мастер-класс“»), Киев, 20.01.2018

Двадцать лет, в разных залах просуществовали концерты по средам «Тема с вариациями. Live». Последние пару лет их ведение я уступил Жене Самсонову. Он получал огромное удовольствие! Полгода уже нет «Мастер-класса», где проект жил второе своё десятилетие. Скоро два месяца, как не стало Жени. Страшно переживаю его уход. Впечатление, что он куда-то уехал, но вот-вот он вернется и мы поговорим.

К чему я веду? Я стал старше. Сейчас я готов к любому развитию событий. Это время легче и спокойнее перенесут те, кто: а) был готов; б) кто изменится вместе с миром. Прежними ни вы, ни мир он уже не будете.

25 апреля должна была начаться продажа билетов на Leopolis Jazz Fest. Мы ждали вестей с фестиваля в Монтрё, но когда перенеслась фестиваль-ярмарка Jazzahead, куда мы с Витей Овчинниковым ездили шесть лет, стало окончательно ясно, что фестиваль придется сдвигать. Он встроен в цепочку летних фестивалей, по которым артисты ездят, как по дороге, от станции к станции. Привозить каждого на отдельный концерт будет очень дорого. А мы и не все сюрпризы объявили… Постараемся перетянуть артистов на фестиваль в следующем году. Многие подтвердили, что они готовы.

Концерт, посвящённый празднованию 10-летия продюсерского центра Jazz in Kiev и 60-летия Алексея Когана. Международный центр культуры и искусств (Октябрьский дворец), Киев, 10.11.2017

Надо больше использовать возможности Интернет. Я с улыбкой смотрю на многочисленные теперь вебинары, где люди, которые не умеют играть и петь, пытаются научить музыке других (смеется и добавляет в обычной манере: «Это субъективная точка зрения»). А вот нравится, что делают Ярослав Борис, Саша Муренко, Миша Менделенко, Лиза Байрак, Карина Соколовская, Саша Павлов.

В прошлую субботу Иоланта Прышляк запустила интересный проект: организовала через Facebook трансляцию записи концерта оркестра INSO-Lviv и Авишай Коэна (Avishai Cohen) с Alfa Jazz Fest 2017 года. А открывало передачу прямое включение, где Авишай отвечал на вопросы, представлял родителей. Я надеюсь, что его юбилей — 50 лет — затянется на год, до лета 2021 года. Трансляция была не только в Интернет: в Львовской филармонии открыли окна и выставили в них колонки. Люди на улицах слушали.

В следующую субботу должна состояться трансляция записи концерта INSO-Lviv и квинтета Ларса Даниельсона (Lars Danielsson) с фестиваля 2018 года. Дальше по плану выступление Вадима Неселовского 2016 года. Также с предварительной беседой с артистами. Начало в 17.30.

Надо смириться с тем, что работы может не быть долго. Но нужно беречь себя. Прежде всего — заботиться о здоровье. Своем и близких. И для меня это снова актуально. Но я — взрослый мальчик, мне проще. Хотя на Old fasion radio я не работаю с октября, «Радио аристократы» планирует возобновить работу после карантина, «Промінь» сейчас не функционирует. Но на него призвали старую гвардию — Максим Яковенко решил подтянуть стариков. Посмотрим.

Хорошо, что есть Radio Jazz. Но такой большой стране одной профильной джазовой радиостанции мало. Нужны также ведущие, живые голоса, взвешенное мнение, знания живые. И нишевые интернет-радиостанции необходимы. И до сих пор остаются проблемы с авторскими правами.

Я очень скучаю по живым эфирам. Хочу поблагодарить всех, кто откликнулся на пост моего сына в Facebook о проблемах на радио. И ещё печально, что из-за карантина не могу видеться с внуками.

Но как говорил мой папа: «Все будет хорошо. В крайнем случае — нет». И наступающим Международным днем джаза!

Беседу записал Александр Зубко. Фото — он же.