Новый сезон Международного джазового абонемента открывает квартет Марка Гросса

Концерты пройдут в Одессе, 3 октября, в Киеве, 4 и 5 октября, а также в Харькове, 6 октября. Было запланировано еще выступление во Львове, но по ряду причин оно было отменено. «Гвоздь программы» — американский саксофонист Марк Гросс (Mark Gross), двукратный обладатель премии Grammy в составе биг-бенда знаменитого басиста Дэейва Холланда (Dave Holland). Он музыкант с высокой репутацией и солидным послужным списком. В течение своей уже тридцатилетней творческой карьеры он играл с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton), Делфайо и Винтоном Марсалисами (Delfeayo & Wynton Marsalis), Нэтом Эддерли (Nat Adderley), со многими другими знаменитыми музыкантами, а также в группах The Dizzy Gillespie All Star Big Band, Duke Ellington Orchestra, Charles Mingus Big Band.

В сольной карьере Гросса всего четыре альбома, что, с одной стороны, следствие плотной занятости музыканта в чужих составах, а с другой, свидетельствует о тщательности подхода к собственным творческим проектам. Альбомы довольно разноплановые: от концептуального и энигматического и по названию, и по музыке, окрашенного в восточные тона Riddle Of The Sphinx (Загадка Сфинкса) (2000), так сказать, по следам африканских «экспедиций» Джона Колтрейна, — до выверенного микса постбопа, фанка и лиризма Blackside (2013), отчасти в духе братьев Брекеров. И роскошного оркестрового свинга в альбоме с красноречивым названием + Strings (2018), небезосновательно вызывающего в памяти, конечно, классический пример «Чарли Паркер со струнными», но по духу скорее напоминающего биг-бенд Диззи Гиллеспи с его любовью к латинским ритмам, а также оркестр Дюка Эллингтона с его пристрастием к сюитным формам. Самый первый альбом — Preach Daddy (1997) — найти невозможно, но уже список музыкантов, принявших участие в проекте, впечатляет.

Надо сказать, что Гросс — блестящий знаток традиции альт-саксофона (и истории джаза в целом), прекрасно изучивший стили всех выдающихся исполнителей на этом инструменте, хотя своим главным кумиром он называет Джулиана «Кэннонболла» Эддерли (что особенно ощутимо в его последнем альбоме + Strings). Кстати отметить, Гросс около года назад был в Украине, именно с программой-посвящением Кэннонболу Эддерли.

Аркадий  Овруцкий (Ark Ovrutski), контрабас и Марк Гросс (Mark Gross), альт-саксофон, на концерте проекта «Международный джазовый абонемент» с программой-посвящением Кэннонболлу Эддерли (Cannonball Adderley). Bel étage Event club, Киев, 14.11.2017

Индивидуальный стиль Марка Гросса — это лиричность, элегантность и вдумчивость (чувство свинга подразумевается само собой)  со всей гаммой оттенков внутри этого диапазона. Вкус у этого музыканта доминирует над темпераментом. На первом плане — красота и глубина звучания, которая достигается совершенным владением всеми нюансами звукоизвлечения. Его соло прекрасно выстроены и лаконичны. Гросс всегда отдаст предпочтение простой фразе с чистым, но сочным, насыщенным тоном и выразительной интонацией перед навороченными, захлебывающимися вариациями. Никакой имитации драйва, никаких уступок сентиментальности и слащавости — только гармония, стройность и глубина. Можно добавить, что безупречная элегантность характерна и для внешнего облика музыканта.

Квартет возглавляют два нью-йоркца: собственно Марк Гросс и бессменный басист и организатор проекта «Международный джазовый абонемент» Аркадий Овруцкий. С ними играют итальянцы — барабанщик Пьетро Йодиче (Pietro Iodice) и пианист Андреа Реа (Andrea Rea). Это музыканты с большим опытом сотрудничества со многими первоклассными современными джазовыми исполнителями.

Жителям и гостям столицы повезет больше, чем одесситам и харьковчанам, ведь в Киеве будут сыграны не просто два концерта, а еще и разные программы разными составами. 4 октября квартет будет расширен группой духовых инструментов в составе: Сергей Вилка, Мария Киях — флейты, Даниил Пуржаш — бас-кларнет, Ростислав Войтко — альт-саксофон.

Новый авторский проект Аркадия Овруцкого — движение в сторону обогащения джаза с помощью элементов академической музыки. Несколько ограничиваясь в импровизации, такая музыка обретает более широкие возможности аранжировки и оркестрового многоголосия, где композитор начинает доминировать над исполнителем, воплощение замысла над спонтанностью. Этот поиск наверняка должен импонировать и Марку Гроссу с его огромным опытом работы с оркестрами тем более, что, напомню, менее полугода назад Марк выпустил свой вариант погружения в «третье течение» — так еще называют синтез джаза и академической музыки.

От выступления же квартета, напротив, можно ждать большей живости взаимодействия партнеров и их самовыражения и, конечно, возможности вполне оценить мастерство и вкус солиста Марка Гросса. А зная Аркадия Овруцкого, можно предугадать, что репертуар будет состоять из авторских пьес и любимых — как новых, так и старых — стандартов обоих лидеров. И можно с большой долей вероятности предсказать, что среди прочего прозвучит один из его хитов «Новый Орлеан» и его любимый стандарт, пьеса Билла Эванса Waltz for Debbie.

Текст — Александр Юдин, фото с концерта — Александр Зубко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *