Большая сцена Leopolis Jazz Fest: два открытия и один провал. Записки профессионального любителя

Для тех, кто посещает джазовый фестиваль во Львове ежегодно, нынешний не стал каким-то «из ряда вон» — ему давно трудно превзойти самого себя. В концертах участвовали артисты разной популярности — от известных специалистам до поп-звезд, организация мероприятий была на высоте, а город — радушным и гостеприимным.

У фестиваля началась новая жизнь: семь предыдущих лет все любители джаза в Украине и за границей знали его как Alfa Jazz Fest, а в этом году он впервые прошел под названием Leopolis Jazz Fest. Причины смены названия были политические — главный и многолетний спонсор фестиваля раздражал львовскую интеллигенцию, да и не только.

У организаторов были даже мысли перенести фестиваль в другой, более лояльный город, но все же решили сохранить джазовые дни во Львове и поменяли название, а заодно и убрали ненавистный многим логотип со всех своих промо. Однако, на огороженной территории вокруг сцены им. Эдди Рознера для оплаты услуг и товаров по-прежнему при отсутствии MasterCard бесплатно предлагали банковские карты все того же «Альфа-банк».

Длительность фестиваля осталась прежней: все те же 5 дней, хотя в далеком 2011 году он стартовал всего с трех. Но традиция трех основных сцен — на площади Рынок, возле дворца Потоцких и в парке культуры имени Богдна Хмельницкого — сохраняется неизменно. В этом году фестиваль проходил с 27 июня по 1 июля. В эти дни во Львове и так не пройти спокойно по улицам, а фестиваль добавил музыки на каждую улочку города — уже сложилась хорошая традиция сцен Street Music (в этом году — три, а не четыре), автобуса «Боржоми» и ночных джемов. Кроме обычных туристов, которыми столица Западной Галичины напичкана в любое время года, добавились еще и фанаты джазовой музыки.

В этом году, несмотря на конец июня и раннее лето, погода гостей фестиваля особо не радовала. Все началось с затяжного львовского дождя во время первого концерта на сцене им. Эдди Рознера. Те, кто следил за часами и прибыл вовремя, успели укрыться под навесом, остальные добегали уже под зонтами.

Вечерние концерты открывал легендарный Чарльз Ллойд с проектом Charles Lloyd & the Marvels. Знаменитому американскому джазовому музыканту в этом году исполнилось 80 лет. В 2014 году он уже выступал на фестивале и получил Alfa Jazz Fest award. Вообще у него множество наград, в частности, место в Мемфисском музыкальном зале славы (Memphis Music Hall of Fame). Его выступление на Leopolis Jazz Fest было ожидаемо прекрасным и гармоничным. Возможно, если бы выступление Charles Lloyd & the Marvels было в программе феста не в самом начале, а ближе к середине, то эффект был бы иной. А так — это было красиво, душевно, но публику не разогрело абсолютно.

А вот следующий исполнитель — Джейми Каллум (Jamie Cullum) — потешил зрителей всех возрастов. Под него лихо отплясывали и ценители джаза старшего поколения, и подростки, которые только начинают путь в мир хорошей музыки. Горячий 38-летний британец выдал столько драйва на сцене, что в парке стало тепло, несмотря на моросящий львовский дождь. И, кстати, на прошлогоднем фесте не было ни одного исполнителя такого направления в джазовой музыке. Тем не менее, Джейми Каллум очень органично смотрелся на сцене Leopolis Jazz. Кроме того, музыкант пригласил из толпы на сцену маленькую девочку, которая увлеченно танцевала под его песни и предложил ей вместе сыграть на рояле. Чуть позже к ним присоединилась еще одна, сверстница первой. В «подсадке» подозревать британца не приходится: в первых рядах пританцовывали их мамы, а папа первой откровенно нервничал.

Произошла в этот вечер романтическая сцена, которой на фестивале не было ни до, после. В перерыве между сетами по команде ведущего, при помощи микрофона и под аплодисменты всех присутствующих в зале молодой человек сделал предложение своей девушке. Это было мило и торжественно, барышня, естественно, согласилась. Не сомневаюсь, что для этой пары момент запомнится на всю жизнь.

Второй день в парке культуры имени Богдана Хмельницкого был неожиданно тихим и спокойным. Оба исполнителя фурора не произвели. Проект R+R=NOW клавишника и композитора Роберта Гласпера (Robert Glasper) лично меня не впечатлил. Но о вкусах не спорят. Ценители джазовой музыки утверждают, что выступление этих ребят стало новой ступенью для фестиваля: музыкант развивает традиции черной музыки. Возможно. Но поклонники джаза в его классическом понимании не оценили это выступление по достоинству. Доказательством этого стали гости, которые разбредались по закрытой территории в поисках иных развлечений.

Продолжил концерты второго дня квартет под руководством двух лидеров и давних друзей: легендарного джазового гитариста Ли Ритенаура (Lee Ritenour) и даже более легендарного кинокомпозитора Дейва Грусина (Dive Grusin). Третий участник коллектива, бас-гитарсит Мелин Ли Девис (Melvin Lee Davis) весьма заслужен, хотя это известно больше профессионалам — он выступал продюсером и директором многих звезд джазовой и поп-сцены. А последний член квартета, молодой барабанщик Весли Ритенаур (Wesley Ritenour) интересен уже тем, что в группу его пригласил отец, а тот может позволить себе лучших музыкантов. Обладатели Grammy отыграли прекрасный концерт, но опять-таки, не было в нем ничего такого, от чего забилось бы сердце и душа унеслась в рай. Лично я была счастлива услышать живьем этого прекрасного американского джазового гитариста, но то ли погода не способствовала, то ли я ожидала большего, но мне местами было немного скучно.

А вот третий день был просто королевским. Выступление украинского оркестра Inso-Lviv, да еще и вместе с таким выдающимся музыкантом, как Ларс Даниельсон (Lars Danielsson), должно было стать впечатляющим. Именно так и произошло. Сочетание симфонического оркестра, контрабаса (менялся на виолончель), акустической гитары, альтового гобоя (известного также как «английский рожок»), барабанов, исполнявших синтез классической музыки и джаза стало настоящей бомбой джазового фестиваля. Хотелось одновременно плакать и умереть от счастья. Это выступление было идеальным, от начала до конца. И появление в начале четвертой четверти концерта нашей вокалистки Лауры Марти стало само собой разумеющимся. Даже проливной дождь, который был на протяжении почти всего концерта, не стал помехой, местами даже казалось, что стук капель — это часть музыки.

Второй раз на фестивале признание на международном уровне получил один из лучших наших саксофонистов Артем Менделенко. В 2015 году его звучанием  составе биг-бенда восторгался Пакито Д’Ривера (Paquito D’Rivera), а в этом году Артем уже играл сольную партию в львовско-скандинавском проекте по приглашению лично Ларса Даниельсона. Первый раз — непосредственно перед Лаурой, второй раз — когда оркестр исполнял бис.

Я специально переслушала концерт прошлого года, сочетание «INSO-Львов» с любимым на Украине Авишаем Коэном (Avishai Cohen) и в конце концов пришла к выводу, что колаборация с Ларсом Даниельсоном еще интереснее, хотя прошлогодний концерт стоял у меня в фаворитах. Кто не попал на него или хочет освежить память, может также его просмотреть на Youtube-канале фестиваля.

После выступил Ахмад Джамал (Ahmad Jamal), гуру американского джаза, учитель, человек-легенда, гениальный пианист и искусный импровизатор. Публику он не то, чтобы не зажег, и не так, чтобы не поразил, а скорее умиротворил после INSO-LvivLars Danielsson окончательно. Выступление одного из самых успешных за последние полвека американских джазовых музыкантов стало таким себе экватором феста. Он примирил практически всех, кто находился возле сцены им. Эдди Рознера последние три вечера.

Концерты вечера четвертого дня состояли из выступлений Джейкоба Коллера (Jacob Collier) и Марио Бьонди (Mario Biondi). Первого я считаю настоящим провалом. Да, он молод, талантлив, играет на множестве инструментов, о его креативности и гениальности ходят легенды, но большинство зрителей в зале музыку оценить не смогли. Практически на каждом фесте обязательно есть исполнитель, как говорится «на любителя». Вот юное дарование из Лондона в этом году именно и стало той самой белой вороной фестиваля. Это было очень заметно по публике, которая начала покидать свои места буквально после третьей композиции, несмотря на дождь и сырость. Тем не менее, на бис его вызывали весьма рьяно.

Импозантный и харизматичный обладатель бархатного теплого баритона Марио Бьонди (Mario Biondi) стал сюрпризом для джазовой сцены. Однако, лично мне не хватило огня и разнообразия в мелодиях, которой поражали другие исполнители.

Пятый, заключительный день фестиваля был подпорчен внезапным похолоданием и дождем. Пришлось захватить с собой пледы и вытянуть осенние куртки. Я ехала в парк имени Богдана Хмельницкого с мыслью о том, что оба концерта должны стоить того, чтобы мерзнуть на протяжении нескольких часов.

Первыми на сцену вышли музыканты квартета Стефано Боллани (Stefano Bollani) — NapoliTrip. Очаровательный итальянец, композитор, вокалист и пианист практически сразу показал гостям фестиваля, что в парк те приехали не зря. Он сыграл на рояле композицию, которая состояла из множества известных мелодий, половину из которых я с трудом узнала. Было видно, что гость из Италии готовился к встрече с украинской публикой. Итальянцы меня всегда поражали легкостью своей музыки, невесомостью, а также глубиной. И Napoli Trip исключением не стал. От них веяло задором, оптимизмом и теплом. И хотя зрители кутались в пледы и бегали за горячим чаем, оторваться от музыки было невозможно.

Завершающий концерт лично для меня стал не просто сюрпризом, а огромным подарком. Маркус Милер (MarcusMiller) — музыкант не только джазовый, выдающийся бас-гитарист и продюсер, заставил забыть о том, что на улице всего +10°C а с неба падает дождь. Зал ликовал, стримил, танцевал, взрывался овациями и просил его играть еще и еще. Во время концерта в самом зале, а также вокруг не было ни одного свободного места. Поистине, впечатляющий финал.

Многие поклонники джазового фестиваля боялись, что из-за организационных перемен изменится и само наполнение фестиваля, но, как мне кажется, этого не случилось. Уровень исполнителей был высоким, сама организация, возможно, стала еще лучше. В целом, изменилось только название, да и то — логотип остался прежним, поменялись только буквы мелкого шрифта. Публика стала более сдержанной и воспитанной, желающих побегать перед сценой во время выступлений существенно поубавилось. Отдельно хотелось бы отметить День вышиванки. От такого обилия и колорита у меня рябило в глазах, но, тем не менее, вся эта неимоверная радуга добавляла ощущение праздника в фестиваль.

Меня смутили слова Алексея Когана по завершении концерта о продолжении фестиваля в следующем году. Надеюсь, это была очередная интрига бессменного любимого ведущего, а не грядущие изменения в самом фесте.

Текст — Анна Шиканова, фото — Александр Зубко

Наши оперативные фоторепортажи (с комментариями) по каждому фестивальному дню расположены по ссылкам:
27 июня (первый день)
28 июня (второй день)
29 июня (третий день)
30 июня (четвертый день)
1 июля (пятый день)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *